?

Log in

No account? Create an account

Lost · Post


Бараний Рок

Recent Entries · Archive · Friends · Profile

* * *
The Wrestler Дэррена Аронофски не про борьбу и борца, а про Театр и Актера (именно так, с большой буквы). Недаром с его сюжетом так органично совпал актерский миф Микки Рурка

Еще одно заблуждение – считать, что бывший вундеркинд независимого кино Аронофски внезапно опростился и снял эффектный, но примитивный фильм, который держится исключительно на могучем исполнителе главной роли.
“Рестлер” – один из самых умных и совершенных фильмов прошлого года. Хотя с точки зрения сюжета – да, сплошные штампы спортивной мелодрамы, совсем как в последнем “Рокки”. Постаревший больной рестлер никому не нужен, живет в трейлере, тоскует по славным 80-м, слушает Guns-n-Roses (ударная фраза: “А потом пришел Кобейн и все испортил”), любит стриптизершу с добрым сердцем, пытается наладить отношения с брошенной дочкой; несмотря на перенесенный инфаркт, снова выходит драться. На ринге у него прозвище “Баран” (The Ram), в жизни он с таким же бараньим упрямством не хочет признать поражение. И эта история о стойкости старого бойца – штамп в квадрате.
Аронофски сознательно закладывает в фундамент фильма банальность, чтобы перенести акцент с сюжета на зрелище: кровавое, избыточное, театральное. Главное в “Рестлере” – великолепно показанные бои и трогательные эпизоды “за кулисами”, в раздевалке, где рестлеры договариваются о сценарии поединка. Ведь рестлинг, несмотря на реальные страшные травмы, не спорт, а шоу, чрезмерность и знаковый характер которого приближают его к античной драме.
Эта мысль принадлежит Ролану Барту и подробно развернута в знаменитой статье “Мир, где состязаются в кетче” (кетч – другое название рестлинга). “Задача борца здесь не в том, чтобы победить, – писал Барт в 1952 г. – а в том, чтобы аккуратно исполнить ожидаемые от него жесты”. Поединок – грандиозный и откровенный спектакль Боли, Поражения и Справедливости. По Барту, тела борцов – такие же знаки, как маски комедии дель арте или греческой трагедии. Театральны здесь также эмоции. “В кетче, как и в античном театре, люди не стесняются своей боли, любят рыдать, проливать слезы”.
Слезы Рэнди “Барана” на свидании с дочкой, его ярость в магазине, где вышедший из больницы борец вынужден взвешивать салаты, – жесты все той же чрезмерности, которую Аронофски выносит за ринг и распространяет на весь фильм, предсказуемый, как исход поединка рестлеров. Штамп превращается в знак, банальность сюжета рифмуется с происходящим на ринге (или сцене стрип-клуба): и тут и там все заранее расписано и потому фальшиво; и тут и там за фальшью, игрой на публику скрываются настоящая боль и настоящие раны. Так предсказуемость оборачивыается неизбежностью, Роком, а низкий жанр (рестлинг, мелодрама) становится высоким, очищается и очищает.
Микки Рурк играет человека, который не может жить без спектакля. Для которого играть, “казаться” и означает “быть”. Он весь – поверхность, тело, которое нужно поддерживать в надлежащем виде: лежать в солярии, обесцвечивать волосы. Качать мышцы: здоровье Рэнди подорвано не только боями, но и многолетним употреблением анаболиков. А как иначе: в театре рестлинга тело актера должно внушать ужас и восторг.
Но как рестлер нуждается в театральных жестах и узнаваемом амплуа, так измятое в реальных боксерских поединках лицо Микки Рурка требует оправы легенды. И Рурк охотно поддакивает разговорам о своем возвращении на экран после десятилетнего простоя, как бы забывая о ролях в “Городе греха” и “Домино”.
Так уже за кадром снова разыгрывается главный фокус «Рестлера»: абсолютное слияние правды и шоу, боли и фикции, плоти и мифа.
* * *
* * *
[User Picture]
On March 25th, 2009 04:21 pm (UTC), delya_rape commented:
Мне кажется, апелляцию к Р.Барту стоило б вычеркнуть. По целому ряду причин.
[User Picture]
On March 25th, 2009 04:27 pm (UTC), ladoga replied:
это по какому?
по-моему так без нее никак нельзя.
[User Picture]
On March 25th, 2009 04:52 pm (UTC), delya_rape replied:
Первое: в рамках данной рецензии, не в обиду автору, без нее все-таки можно, смысл ведь ясен и так. Второе: ЖЖ и загодя стибренные пиратами киноакадемические сиди наше все, но иногда они работают против. (Я ведь помню, кто первый сослался на Барта в связи с "Реслером"; именно так, кстати, без "т", по-русски правильно пишется название фильма). Третье: Олег тут (как и Аронофски) подчеркнуто адресуется к сословию высоколобых. А коли я среднелоб и приду в кино не зная кто такой Барт и кто такой Рурк, увижу лишь до последней степени заштампованную, скучнейшую историю. Этот текст в "Ведомостях" не поможет мне увидеть ее с другого ракурса, только оттолкнет. (Похожий сюжет, помнится, случился с испанской картиной Вуди Аллена: есть мессидж для знатоков и есть для толпы, они полярно противоположны. Причем если у Аронофски и впрямь сосуществуют оба мессиджа, в Аллена первый из них, мне кажется, по большей части вчитан виртуозными интерпретаторами, а Вуди ничего такого в виду не имел.)
[User Picture]
On March 25th, 2009 05:06 pm (UTC), lost_post replied:
да, можно пересказывать Барта своими словами, но обойти странно, потому что кажется, будто Аронофски просто его статью экранизировал. Да, наверняка кто-то уже про это написал и по-русски: слишком очевидно. Да вот я сейчас зашел на фильм.ру и обнаружил в рецензии Костылева ту же ссылку, хотя и по-другому отыгранную. Но кто, кстати, первый был? Насчет высоколобых: пока в Ведомостях дают возможность писать для них, почему бы этого не делать?
— On March 25th, 2009 05:16 pm (UTC), delya_rape posted a reply · Expand
— On March 25th, 2009 05:36 pm (UTC), ladoga posted a reply · Expand
— On March 25th, 2009 05:37 pm (UTC), lost_post posted a reply · Expand
— On March 25th, 2009 05:52 pm (UTC), delya_rape posted a reply · Expand
[User Picture]
On March 25th, 2009 05:07 pm (UTC), ladoga replied:
Нет, ну как же это получается - ведь нет монополии на мысль, а следовательно, и никакого первенства тоже. Наоборот даже - ну, кинул кто-то, так ведь развить можно,закруглить. Мне вот очень понравилось, как тут это сделано.

И потом, почему вдруг расчитывать на профана непременно - это сдача позиций, а их и так уже насдавали изрядно.
То есть надо было написать для тёлок в их ракурсе? но они ведь не читают.
— On March 25th, 2009 05:10 pm (UTC), lost_post posted a reply · Expand
— On March 25th, 2009 05:20 pm (UTC), delya_rape posted a reply · Expand
— On March 25th, 2009 05:29 pm (UTC), ladoga posted a reply · Expand
— On March 25th, 2009 05:44 pm (UTC), delya_rape posted a reply · Expand
— On March 25th, 2009 05:54 pm (UTC), ladoga posted a reply · Expand
— On March 25th, 2009 06:13 pm (UTC), delya_rape posted a reply · Expand
— On March 25th, 2009 06:29 pm (UTC), ladoga posted a reply · Expand
— On March 25th, 2009 06:49 pm (UTC), delya_rape posted a reply · Expand
— On March 25th, 2009 07:03 pm (UTC), ladoga posted a reply · Expand
— On March 25th, 2009 07:52 pm (UTC), delya_rape posted a reply · Expand
— On March 26th, 2009 06:44 am (UTC), ladoga posted a reply · Expand
— On March 26th, 2009 06:47 am (UTC), ladoga posted a reply · Expand
— On March 26th, 2009 04:50 pm (UTC), delya_rape posted a reply · Expand
— On April 1st, 2009 10:56 am (UTC), ex_aliot17 posted a reply · Expand
— On April 1st, 2009 10:52 am (UTC), ex_aliot17 posted a reply · Expand
— On April 1st, 2009 10:50 am (UTC), ex_aliot17 posted a reply · Expand
— On April 1st, 2009 10:36 am (UTC), ex_aliot17 posted a reply · Expand
* * *
[User Picture]
On March 25th, 2009 06:05 pm (UTC), lost_post commented:
в итоге, друзья, я сделал что мог: пошел на верстку и за за минуты до отправки полосы в типографию вставил в текст замечание о том, что писавшие о "Рестлере" Барта, конечно, уже вспоминали. Т.е. на авторство параллели я не претендую
[User Picture]
On March 25th, 2009 06:11 pm (UTC), ladoga replied:
кошмар. я вот против таких телодвижений. а то давайте еще хоберману ящик пива пошлём тогда. есть же некая ноосфера, где копошатся всякие мысли, знания и предположения. и какая, по большому счету, разница, кто туда их вложил.

у меня вообще до смешного доходило, кстати - сплошные совпадения с петром фаворовым из афиши были, притом понятно, что возникали они абсолютно параллельно.
[User Picture]
On March 25th, 2009 06:18 pm (UTC), lost_post replied:
да, совпадения такие бывают. Я на что уж вечно с Антоном Долиным ни в чем не совпадаю, а вот тоже конфуз вышел. В текстах о "Баттоне" мы оба вспомнили "Пера Гюнта", что так же очевидно, как с Бартом в "Рестлере", но все равно выглядело глупо, тем более что его рецензия была в нашем приложении "Пятница". Я это издание обычно не читаю, а тут заглянул и обнаружил – через неделю.
[User Picture]
On March 25th, 2009 06:22 pm (UTC), ladoga replied:
вот! говорю же- ну не отследить совпадения. и зачем?
— On March 25th, 2009 06:34 pm (UTC), delya_rape posted a reply · Expand
— On March 25th, 2009 06:39 pm (UTC), ladoga posted a reply · Expand
— On March 25th, 2009 06:58 pm (UTC), delya_rape posted a reply · Expand
— On March 25th, 2009 07:05 pm (UTC), ladoga posted a reply · Expand
— On March 25th, 2009 07:13 pm (UTC), lost_post posted a reply · Expand
[User Picture]
On March 25th, 2009 06:19 pm (UTC), delya_rape replied:
Ох. Я пребывал в уверенности, что верстка закончена, иначе придержал бы свои замечанья до завтра. (Впрочем, мне приходилось и тираж из типографии по сходным причинам отзывать.)

Круто с вашей стороны, Олег. Особенно если учесть, что газета живет один день. Спасибо. Smile.
[User Picture]
On March 25th, 2009 06:46 pm (UTC), lost_post replied:
Ну я для верстки вообще зубная боль, часто что-то в последний момент правлю. Но сегодня настолько в последний, что только завтра буду знать, сохранилась поправка или нет: в системе уже не видно. А за замечание спасибо, все нормально
[User Picture]
On March 25th, 2009 07:20 pm (UTC), delya_rape replied:
Я б радикальнее поступил на вашем месте, коль уж допустили до верстки.

>> Эта мысль принадлежит Ролану Барту...

Вот вдумайтесь. Я, например, понятия не имею, кто это: Ролан Барт. А рецензент "Ведомостей" не объяснил. Хоть в сноске. Эдак помянул ненароком. Я даже не знаю, кто такой Мишель Фуко. И фильм "Сердце Ангела" с Рурком не видел, и других с ним фильмов; шестидесятилетняя развалина, по чему там фанатеть. Ну и лабуда ваш хваленый "Реслер". (Кстати, я почти уверен, что лента в нашем прокате скиснет, несмотря на гастрольные ТВ-шоу исполнителя роли; львиная доля зрителей, обеспечивающих сарафан, уйдут через тридцать-сорок минут, они уже на "Прожекторперисхилтоне" свое отсмеялись.)

Меня год назад позвали делать журнал про путешествия для топ-менеджеров, ну вы в курсе. Я мучительно выдумывал медийное лицо для интервью в первом номере и выдумал Андрея Битова, который, в общем, много путешествовал и никогда не прочь поговорить. Но в самом скором времени выяснилось, что менеджеры даже не слышали про Битова. Понятия не имеют, кто это. Он для них нуль, пустота.
— On March 25th, 2009 07:43 pm (UTC), lost_post posted a reply · Expand
— On March 25th, 2009 07:57 pm (UTC), delya_rape posted a reply · Expand
— On March 25th, 2009 08:12 pm (UTC), lost_post posted a reply · Expand
* * *
[User Picture]
On March 25th, 2009 06:24 pm (UTC), zmotritel commented:
слушайте, это чудо просто какое-то вот этот весь разговор
(рецензию еще не прочитала)
[User Picture]
On March 25th, 2009 06:26 pm (UTC), delya_rape replied:
Smilllle.
* * *
[User Picture]
On March 25th, 2009 11:11 pm (UTC), okbnv commented:
Вы тут все такие … изысканные. А я вот в валенках, с улицы. Но скажу, что давно надумала. Барта, наверное, уже можно цитировать, журналистские пишущие массы много лет как оставили его в покое, а то было время – часто поминали. Но мне кажется, что никакого греха нет держать цитату в уме, опираться на нее без прямой ссылки. Газета обязана быть глуповата (но не пишущий в ней, простите банальность), она для быстрого чтения. Очень сложносочиненный текст на газетной бумаге смотрится как-то претенциозно, тяжело, неадекватно, как смокинг на пикнике (в нашем случае – серо-розовом). Поэтому, мне кажется, надо быть вежливым с читателями, как с людьми вообще, не нагружать их в коротком тексте ссылками-оговорками, не напоминать, что они Барта не читали. Не стыдно, а необходимость повторять очевидное – иначе текст будет состоять только из обратных общих мест, из него уйдет главное. Проверять перед сдачей, не написал ли кто уже нечто подобное – бред. Свои знают, кто честен, а кто у других списывает, и тех ведь мы за коллег не считаем. А если несколько человек скажут об одном и том же, то это только подтверждение верности сказанного. Я такому бываю рада. Ну а отзывать текст с верстки – неуважение к коллегам с верстки, мелкий эгоизм.
Газета «Сегодня» 90-х – феномен, я уже здесь писала об этом, форма самосохранения культуры – тогда больше негде было писать, как считаешь нужным. А теперь есть журналы разные, жж. Книжку можно написать – красивую, глубокую. Но это общие размышления по поводу возникших у Олега мучений. Его рецензия замечательная. Простите, длинно вышло, я в жж начинающая.
* * *

Previous Entry · Leave a comment · Share · Next Entry